Средства творческого воображения будущих учителей хореографии

Психологическая наука выделяет несколько видов воображения, однако, для хореографической деятельности более присущи воспроизводящее и творческое воображение.

 

Именно эти виды позволяют будущим хореографам не только подбирать движения для танцевальных композиций, опираясь на лучшие хореографические образцы, но и создавать новые, оригинальные постановки, которые рождаются, в первую очередь, под влиянием музыки. Поэтому использование возможностей музыкальных дисциплин является важным условием развития и активизации творческого воображения учителей хореографии.

Одним из путей решения этого вопроса является внедрение творческих задач в процесс изучения дисциплин музыкального цикла “Игра на музыкальном инструменте”, “Основы теории музыки”, “Анализ музыки в хореографии”.

Студенты-хореографы, как правило, не имеют начального музыкального образования, поэтому во время изучения этих дисциплин значительное внимание целесообразно уделять прослушиванию и анализу музыкального материала.

Приоритет следует отдавать задачам, направленным на определение особенностей моторно-пластической основы музыкальных произведений разного характера, стиля и жанра.

Выделение именно этой характеристики позволит будущим учителям хореографии более осознанно подбирать танцевальные движения, устанавливать их соответствие дыханию мелодии, ее темпу и метроритму.

Во время изучения дисциплины “Игра на музыкальном инструменте”, цель которой заключается в расширении и углублении знаний студентов о природе музыкального искусства, ознакомлении с закономерностями создания музыкальных произведений, а также с практическим использованием знаний по теории музыки, целесообразно использовать межпредметные связи с дисциплинами хореографического цикла. Так, знакомя студентов с клавиатурой и постановкой рук, можно проводить аналогию с правилами постановки рук и туловища в классическом танце (“прямое и подтянутое туловище, ровная спина, вытянутая шея, свободные руки от плеч и сформирована кисть”). 

Интересным является опыт работы некоторых педагогов. Они предлагают во время первых занятий со студентами, которые не имеют предыдущей музыкальной подготовки, включать элементы танцевальной импровизации. Это, по мнению исследователей, поможет избавиться от мышечной и эмоциональной скованности, будет способствовать развитию ритмического чувства и пластике движений, расширению музыкального кругозора.

Для этого советуют применять классические и джазовые произведения (П. Чайковский “Ромео и Джульетта”, Д. Гершвин “Колыбельная Клары”, Сен-Санс “Лебедь” и другие). Творческие задания, связанные с импровизацией, можно применять и во время групповых занятий со студентами.

Примером можно назвать игру “Музыкальный диалог”, во время которой педагог предлагает студентам простую тему, построенную на пяти ступенях, для ответа, составляя собственный вариант мелодической и ритмической комбинации. Студент, который первым исполнил свой сольный фрагмент, передает задачи другому и так далее.

На следующем этапе можно применять придумывания слов непосредственно в момент выполнения импровизации или “вкладывания” в мелодию знакомых стихов, то есть создания песен.

После того, как студенты получили первичные навыки игры на музыкальном инструменте и работы с нотным текстом, элементы импровизации можно включать в упражнении над ритмом, интонирования и исполнением музыкальных произведений.

Например, после изучения музыкального произведения в жанре польки, можно рекомендовать будущим хореографам превратить его ритм и размер в стиле вальса или марша, предоставив при этом анализ изменения характеру музыки. Анализ наблюдений за достижениями студентов позволил утверждать, что именно простота и доступность занятий импровизацией является одним из эффективных средств изучения дисциплины «Игра на музыкальном инструменте».


Вход: